9 сценариев взаимодействия: ребенок и родитель

Ниже представлены 9 детских сценариев, которые соответствуют каждому из девяти типов эннеаграммы.

Активный ребенок и активный родитель.

Этот сценарий считается основой для появления 8 эннеатипа.

Ребенок и родитель вступают в открытые конфликты на регулярной основе. У них разные цели, которые противостоят друг другу, таким образом, порождая борьбу за власть. Активный родитель нетерпелив и невнимателен к мятежному характеру ребенка и пытается навязывать свою волю авторитарным образом. Активный ребенок, с другой стороны, становится агрессивным, любящим спорить и настойчивым в своих требованиях. Отношения становятся похожими на, своего рода, поле битвы, и таким же образом позже ребенок будет воспринимать окружающий его мир (тип 8).

Такой детский сценарий стимулирует развитие у ребенка особой способности подмечать слабые стороны других людей, а также стремления навязывать свою волю в чрезмерно агрессивной форме. Они учатся быть напористыми, сильными, а также отрицать свои страхи. Они должны обладать такими чертами характера для того, чтобы противостоять свои властным родителям и сохранить свой врожденный активный подход.

Активный ребенок и отзывчивый родитель.

Считается, что результатом такого сценария является 7 тип.

Требования и заботы активного ребенка обычно сопровождаются доброжелательностью и благоприятным, ободряющим отношением. Это создает толерантную окружающую среду, в которой ребенок может открыто самовыражаться и получать внимание, не прикладывая особых усилий. Активный ребенок становится уверенным в себе, беззаботным и он ожидает положительного и благоприятного отношения к своим нуждам. Отзывчивый родитель – сочувствующий и любящий, и таким образом он стимулирует игривый нрав ребенка, его способы самовыражения, а также предоставляет ему достаточно личной свободы.

Такой сценарий детства содействует развитию веселого, оптимистичного типа личности, который знает, как очаровать людей и манипулировать ими в своих целях. Забавный и эмоциональный, такой ребенок позже может начать ожидать мгновенного удовлетворения всех своих желаний и потребностей, избегая траты времени и усилий на достижение долгосрочных целей.

Активный ребенок и нейтральный родитель.

Результатом становится 4 тип.

В таких отношениях ребенок обычно пытается привлечь внимание равнодушного или отсутствующего родителя с нарастающей интенсивностью пока не получит ответную реакцию. Активный ребенок может вести себя чрезмерно драматично, чтобы достучаться до равнодушного родителя. Нейтральный родитель обычно игнорирует эмоциональные потребности ребенка, заставляя тем самым его чувствовать себя разочарованным, непонятым и, возможно, даже брошенным. Иногда ребенок обращает эти негативные чувства в себя, полагая, что они непривлекательны и не заслуживают внимания.

Такое развитие событий учит активного ребенка тому, что он отличается от других детей, которые, как ему кажется, получают поддержку, которой ему не хватает. Они хотят, чтобы их услышали и поэтому они усиливают свои чувства, прибегая к драматическим выражениям своих эмоций. Эти дети позже могут стать слишком впечатлительными, артистичными, но и в тоже время меланхоличными, ненавидящими себя и депрессивными.

Отзывчивый ребенок и активный родитель.

Эннеатип 1

Такое взаимодействие обычно сконцентрировано на плане родителей, которому должен следовать ребенок, чтобы получить желаемое одобрение. Активный родитель будет требовательным, доминирующим и критикующим любое "плохое" поведение. С другой стороны, отзывчивый ребенок необычайно чувствителен к критике, поэтому он будет пытаться исправляться и придерживаться ценностей и перспектив родителей, будучи послушным и вообще "хорошим ребенком". Такое отношение поможет ему наладить контакт с привередливым родителем.

С течением времени ребенок научится откладывать в сторону свои реальные потребности и желания, чтобы поступать правильно и этично. Такие типы личности предпочитают иметь четкий набор стандартов и правил, которых они придерживаются для того, чтобы чувствовать себя достойными и привлекательными, живя своей правильной жизнью в соответствии со своими четкими принципами. Родители учат их, что принятие приходит через послушание и дисциплину.

Отзывчивый ребенок и отзывчивый родитель.

Эннеатип 6.

Такие дети обычно устанавливают очень тесные отношения с родителем и, как правило, становятся зависимыми от того, кто их воспитывает, от любящего их человека, который дает им поддержку и понимание. Создается сильное стремление к гармоничным отношениям и отзывчивый ребенок будет чувствовать угрозу со стороны конфликтов и недостаточной стабильности. Такие типы людей будут искать товарищей и группы, которые разделяют их ценности и интересы, а также занимать позицию "мы против всего мира", обычно в отношении незнакомых людей и обстоятельств.

Такие отзывчивые дети предпочитают играть по правилам, чтобы уберечь себя от любого вида дисгармонии, которая будет угрожать их комфортным отношениям. Они будут дружелюбны, милы и лояльны по отношению  к выбранной группе и близким людям, оставаясь бдительными, чтобы избежать любых конфликтов и скрытых угроз. Подозрения к другим людям могут возникнуть как защита от отказа и непринятия – на самом деле они очень боятся потерять безопасность и заботу.

Отзывчивый ребенок и нейтральный родитель.

Эннеатип  2.

В данном случае отзывчивый ребенок будет вести себя услужливо и обаятельно, но скорее всего столкнется с равнодушным родителем. Столкнувшись с апатией и отсутствием интереса, ребенок может стараться становиться еще более обаятельным и привлекательным по отношению к родителю, пока ему не удастся прорваться сквозь стену равнодушия и получить желаемую ответную реакцию. Такой тип будет услужливым, сочувствующим, любящим и привлекательным. Он будет легко находиться "на одной волне" с родителями – они знают, когда и как лучше к ним подойти, чтобы получить их внимание.

Повзрослев, отзывчивый ребенок научится интуитивно чувствовать и оценивать настроения других, и будут точно знать, как удовлетворить их потребности для того, чтобы им были благодарны, их признали и любили. У них имеется широчайший репертуар обаятельного поведения, и они точно знают, какой подход использовать для успешного вовлечения других людей в близкие отношения.

Нейтральный ребенок и активный родитель.

Эннеатип 9.

Нейтральный ребенок часто перегружен и напуган контролирующим и доминирующим активным родителем. Не имея достаточных навыков для самоутверждения, он предпочитает отойти в сторону и, минимизируя свои личные нужды и избегая родителя всеми возможными способами. В редких случаях ребенок обращается к родителю, тогда он прекращает чувствовать себя отвергнутым и что над ним издеваются без всякой видимой причины, ведь именно это заставляет его уходить в себя. Тем не менее, одиночество тоже ощущается как непринятие и вскоре ребенок станет сомневаться и разрываться между тем, чтобы быть одному и между тем, чтобы быть с другими людьми.

В большинстве случаев компромисс будет достигнут. Такой тип будет искать компанию, но не будет до конца вовлечен в нее, предпочитая оставаться в тени и плыть по течению, слегка отдаляясь от фактической ситуации. Оставаясь наедине с самим собой, они избегаю самоанализа, который может вызывать старые чувства депрессии и непринятия. Вместо этого они отвлекают себя едой, телевизором или другими неважными делами для избегания эмоциональной боли.

Нейтральный ребенок и отзывчивый родитель.

Эннеатип 5.

В таких отношениях отзывчивый родитель стремиться дать слишком много внимания, которого нейтральный ребенок не просит. Он воспринимает поддержку и ласковое отношение родителя как форму подавления, ограничения. Ребенок будет склонен к уходу от окружающего мира, предпочитая заниматься чем-либо в одиночку, наблюдать, созерцать, но в противоположность к предыдущему развитию событий (тип 9), одиночество не будет сопровождаться чувством, что его отрицают. Наоборот, быть одному – это его выбор и это дает ему чувство безопасности и благополучия, и он знает, что всегда есть кто-то, с кем можно поговорить, если ему понадобится компания.

Такие дети являются истинными одиночками, и они наслаждаются своим одиночеством. Они обращены в себя, проницательны и им нравится изучать и открывать что-либо самим, обычно отрицая любую помощь или вмешательство со стороны. Они боятся вторжения в свое личное пространство, потому что их родители чрезмерно суетились с ними и душили вниманием и требованием близости.

Нейтральный ребенок и нейтральный родитель.

Эннеатип 3.

Одиночество такого нейтрального ребенка усиливается равнодушием и безразличием самого родителя, что не обязательно заставляет нейтрального ребенка чувствовать себя непринятым, а интригует и воодушевляет его. Такой ребенок, серьезный, сфокусированный и достаточно неэмоциональный, скорее всего будет пытаться удовлетворить свою случайную потребность во внимании впечатляя своих родителей выдающимися достижениями и высокими стремлениями, что заставит их чувствовать себя значимыми и ценными в глазах родителей.

Позже, такие дети становятся мотивированными  достигателями, которые делают большой акцент на результате, исполнении, эффективности и успешном представлении, что заставит других людей ценить их и восхищаться ими. Глубоко внутри им не нравится, когда их игнорируют, т.к. это заставляет их сомневаться в собственной значимости, поэтому они склонны скрывать свои слабости и недостатки, показывая себя желанными, привлекательными, людьми, у которых все есть.

Эти сценарии описывают влияние одного из родителей. С точки зрения системного подхода дети перенимают модели поведения родителей своего пола. Но естественно и второй родитель оказывает существенное влияние на формирование ребенка, так же, как и сценариий отношений в паре родителей. Тяжелые социальные условия и воспитание не биологическими родителями лишь усложняет формирование здоровой личности ребенка.

Не случайно говорят, что "родителей не выбирают". И наши родители являются именно теми, которые могут передать нам то, что умеют. А мы в свою очередь возьмем все самое лучшее от них лишь принимая их целиком, со всеми их недостатками и особенностями. Именно с "благодарности за жизнь" начинается взрослая и осознанная жизнь, которую мы можем выстроить именно так, как нам этого хочется.

Все материалы: 

Внимание! Для тех, кто знает свой Эннеатип!

Поучаствуйте в нашем исследовании системных данных и связей с Эннеаграммой.