- Главная
- Эннеа-грамматика
- Эннеа-факты
- Интервью с Доном Рисо "О том, как открывать самого себя"
Интервью с Доном Рисо "О том, как открывать самого себя"
Интервью с Доном Рисо "О том, как открывать самого себя"
Дон Рисо – один из создателей Института Эннеаграммы в Нью-Йорке. Он автор самых продающихся книг об Эннеаграмме. Будучи иезуитом, он верит, что Эннеаграмма дает возможность людям освободиться от их иллюзорного представления о самих себе и о мире.
О чем говорит Эннеаграмма?
Большую часть времени человек живет на автопилоте, и как результат, мы не замечаем сами себя и что с нами происходит. Мы часто не видим саморазрушительные аспекты своего собственного поведения, которые мешают нашим отношениям, счастью и даже благосостоянию мира. Я определяю Эннеаграмму как руководство к самонаблюдению. Это способ детально рассмотреть из чего состоит личность и осветить темные ее области.
О каких областях вы говорите?
Я отношусь к Четвертому эннеа-типу, так что я расскажу вам об этом типе. Самопредставление Четверок, особенно на низких уровнях развития, такое: «Я – жертва. Все пользуются мной. Я чувствую себя как открытая рана». Но что не просто увидеть большинству представителей Четвертого типа - это насколько агрессивными, снисходительными и очень неприятными они могут быть с другими людьми. Их самоопределение себя как ранимой жертвы очень сильно и они видят его во всем.
Одним из ваших вкладов в изучение Эннеаграммы является идея о том, что разные типы личности двигаются по уровням развития и что для каждого типа Эннеаграммы существуют свои низкие и высокие уровни развития. Расскажите, как это работает?
Когда я начал изучать Эннеаграмму в 70-х, я обнаружил, что существует девять различных уровней для каждого типа, девять уровней бытия. Вы можете потрать всю свою жизнь, проживая ее на одном из этих уровней. Или вы могли бы переходить от одного уровня к другому, так как и происходит у большинства людей. Переход по уровням происходит в зависимости от различных обстоятельств и напряжений, действующих на человека в тот или иной момент. Идея уровней объясняет, как два человека одного и того же типа личности могут действовать совершенно по-разному, отчего со стороны может показаться, что это разные типы. Например, Саддам Хусейн и Мартин Лютер Кинг являются Восьмерками по Эннеаграмме. Но они, очевидно, очень разные. Это потому, что они работают на разных уровнях развития Восьмого эннеа-типа личности.
Как перейти от одного уровня к другому?
Что ж, самый простой ответ на этот вопрос – это иметь осознанность, способность и готовность двигаться против привычек вашего типа личности. На низких уровнях развития человек настолько спит, настолько отчужден от истины кто он есть на самом деле, что не в состоянии увидеть самого себя. Он нуждается в помощи какой-либо внешней силы и одних лишь знаний Эннеаграммы не достаточно. Он нуждается в терапии или в духовном наставнике, в руководстве повышения осознанности, в чем-то, что выступит в качестве зеркала и направит к новому понимаю реальности.
Как Эннеаграмма может быть использована в качестве духовного путеводителя?
Мир майя, мир иллюзий, в котором мы живем, не является «реальной реальностью». Мы думаем, что мы бодрствуем и имеем дело с реальностью, но это не так. Вместо этого мы имеем дело с психологическими конструкциями: нашими проекциями, нашими защитными реакциями, нашими страхами – это все составляющие нашего ментального мира.
И Эннеаграмма помогает нам проснуться?
Иногда мы просыпаемся спонтанно. Например, когда мы попадаем в чрезвычайную и неожиданную ситуацию, которую можно назвать «шоком», которая помогает нам пробудиться, по крайней мере, на мгновение. И в такие моменты у нас появляется возможность сделать выбор – спать дальше или начать что-либо менять. К сожалению, осознанность обычно быстро проходит. Эннеаграмма учит нас о том, как именно мы теряем способность видеть реальность и погружаемся в забвенный сон с иллюзорным представлением о самом себе. Таким образом Эннеаграмма является духовным путем для нас, путем на котором мы пробуждаемся.
Эннеаграмма стала популярной в последние годы среди церквей и других религиозных институтов. Католическая церковь, однако, критикует такой подход. Как вы думаете, в чем именно их беспокойство?
То, что религиозные люди опасаются Эннеаграммы – это не является категоричным определением. Эннеаграмма не религия. Это приглашение к духовности, к изучению духовности в себе, к исследованию своего собственного божественного проявления в вашей жизни. Такое послание может быть угрожающим для тех, кто придерживается определенного мышления. На мой взгляд большая проблема с религией сейчас это то, что люди не учатся тому как действовать духовно. Если бы они научились, тогда им больше не нужна была бы организованная религия. Это и вызывает основное беспокойство.
Как изучение Эннеаграммы повлияло на вашу духовную жизнь? Некоторое время вы были иезуитским семинаристом, верно?
Да, я собирался быть священником, но ушел из семинарии до посвящения в сан. А раньше, я бы сказал, что я был христианином. Я понял насколько я далек от того, чтобы быть тем, кто всегда, в любых обстоятельствах действительно действует и живет по учению Христа.
Также вы изучали другие духовные традиции. Какие повлияли на вас больше всего?
Безусловно буддизм. Суфизм так же был важен для меня. Я бы сказал, что моя духовность довольна не конфессиональна. Я думаю, что поиск происходит от желания истины и не важно в какой форме она существует. Это касается моего собственного опыта, я никогда не был членом множества организаций и не читал тонны книг, чтобы найти ответы.
Как вы используете Эннеаграмму в своей духовной практике, если используете?
Одна из основных духовных практик – это постоянное наблюдение за собой в любых обстоятельствах, особенно тогда, когда вы находитесь в присутствии людей. Это больше чем просто психологическая практика. Потому что она приносит осознанность и принятие в вашу жизнь и жизнь других, являясь непосредственной демонстрацией сострадания. Я это делаю настолько часто, на сколько могу, каждый день. Я знаю, что Эннеаграмма может сделать процесс самонаблюдения еще более эффективным, более проясняющим. Так же я сижу (или медитирую) каждодневно и еще некоторые другие практики, которые являются личными, и которые мне очень помогли.
Некоторые исследователи считают Эннеаграмму лженаукой. Как вы реагируете на такую критику?
Еще несколько лет назад, в Эннеаграмме не было научных обоснований. Но это изменилось. Мы провели ряд исследований в лаборатории, которые, по моему мнению, очень существенны. Их проводила независимая и беспристрастная группа высококвалифицированных статистов и специалистов по психометрии в Великобритании. Эта группа так же находится на пути к доказательству о том, что 9 типов Эннеаграммы существуют. Однако, несмотря на это, всегда будут существовать критики и противники, кто не верит ничему. И у меня нет задачи, чтобы переубеждать людей. В конечном счете, люди либо увидят фундаментальную истину и полезность Эннеаграммы в лично своей жизни либо нет.
Трудно согласиться с идеей о том, что всего девять типов личностей в мире. Как это может быть возможным?
А вы действительно думаете, что природа позволила бы чтобы каждая личность была полностью и абсолютно уникальной по каждому критерию? Это бы означало, что не существует общего языка. Тогда бы не было возможным общаться с кем-либо. Принадлежность к общности позволяет нам выживать. И мы можем сказать, что на психологическом уровне отдельная личность является фундаментом любой общности. Кроме того, говорить, что в Эннеаграмме существует только 9 типов личностей не верно. Внутри каждого из девяти типов находятся разные ведущие инстинкты или подтипы. Если вы посчитает все из них, то получится около 500 различных вариаций типов.
Все же если учесть, что на планете проживает около 6 миллиардов людей, это не кажется правдивым.
Если вы посмотрите на световой спектр, то там только 7 цветов радуги, но существует миллионы оттенков и их насыщенностей. Другими словами, 6 миллиардов людей на планете можно свести к принадлежности к одному из двух полов (как главное различие), также их количество можно свести к принадлежности к одному из 9 типов личности (как другое важное различие). Это не все, что они из себя представляют, конечно же, но отличительные характеристики людей и понимание этих характеристик с чего-то должны начинаться – с каких-либо мыслительных категорий.
Считается ли, что некоторые типы лучше, чем другие?
Нет. Одна из важных особенностей Эннеаграммы это тотальная «демократия». Вы можете сказать, что некоторые типы лучше разберутся с какой-то определенной задачей или в процессе обучения, но не то, что один тип хуже или лучше другого. Однако, вы можете сказать, что некоторые типы более подходящие для жизни в определенной культуре, чем другие, потому что культура по определению и есть выражение тех или иных типов личности. Различные культуры не произошли сами по себе из ниоткуда. Они происходят в ходе исторического развития преобладающих лидерских стилей.
Верно ли то, что некоторые типы хорошо сочетаются, а у других происходит столкновение?
Каждый тип потенциально совместим с любым другим типом. Так что мы не можем сказать, что если вы Шестой тип, например, то вам рекомендовано общаться с Двойками или что вам понравятся Единицы. Мы говорим о том, что два любых человека, кто находится на высоких уровнях развития будут хорошо ладить. Два любых человека, которые находятся на низких уровнях развития, будут иметь конфликты. И если хотя бы один из них на низком уровне, отношения не будут легкими. Как факт они могут быть очень деструктивными.
Если вы оставите два любых типа вместе, появятся очевидные типичные вопросы в их взаимодействии, которые могут стать вызовом для отношений. Это не означает, что отношения невозможны. Это всего лишь говорит о том, что будут существовать типичные вещи в коммуникации, на которые стоит обращать внимание. И знать эти типичные вещи действительно полезно для того, чтобы строить отношения.
Автор Дэвид Миллер